после постановлений ЦБ относительно увеличения срока охлаждения до 30 дней и об информировании клиентов о сроках и возможностях отказа
что влечет убытки для компаний. Появилось много новых кейсов с отрицательной судебной практикой.
чтобы перевернуть решение суда в свою сторону. Как следствие возрос уровень потребительского экстремизма
На вебинаре разберем:
◆ Где затаились основные зоны риска, которыми могут воспользоваться недобросовестные клиенты
◆ Можно ли обезопасить компанию от убытков и как это сделать
◆ А также реальные судебные кейсы от ведущих юристов автобизнеса
Пост-релиз мероприятия
30 мая прошёл мастер-класс по достаточно животрепещущей теме, которая в последнее время вновь обрела свою актуальность на рынке автобизнеса. Недавно в связи с принятием закона об обязательном информировании клиентов о приобретённых услугах в кредит и о возможных сроках отказа, а также увеличением «периода охлаждения» до 30 дней, вырос уровень экстремизма со стороны потребителей. Более того, значительно возрос уровень отрицательной судебной практики в отношении дилеров. Именно поэтому на встрече мы поговорили о возможных рисках и способах их нивеляции с минимальными убытками.
Мероприятие было разбито на два основных блока:
– Потребительский экстремизм. Как бороться?
– Возврат продуктов F&I. Как избежать больших потерь?
В ходе первого блока с нашими дорогими участниками поделилась своим опытом Ирина Шмакова. В автобизнесе Ирина работает с 2007 года, всё это время посвятив судебной практике. А в 2021 году Ирина Шмакова создала «Адвокатский кабинет Шмаковой И.А.», представляющий интересы импортёров и/или изготовителей автомобилей в судах.
В начале своей речи Ирина отметила, что её понятие экстремизма несколько отличается от общепринятого среди юристов своей области. Экстремизм и потребители-экстремисты в её понимании – это те профессионалы, которые работают на рынке и подбирают автомобили, зная об их недостатках, а затем проворачивают свою «схему» так, чтобы получить максимальную выгоду в ходе возврата этих автомобилей.
Единственным ключом к финансовой безопасности компании Ирина Шмакова видит рассмотрение претензий в соответствии с требованиями Закона. Как показывает её практика, «умасливание» клиента-экстремиста, пришедшего с возвратом купленного им автомобиля, приведёт лишь к большим финансовым потерям организации. Ирина подчёркивает, что юристам для максимально эффективного разрешения подобных вопросов необходимо по-настоящему хорошо знать Закон, знать и активно применять судебную практику, а также делать правильные прогнозы с подсчётом всех возможных рисков. Что также немаловажно, следует отличать законные требования от незаконных и удовлетворять первые, не давая возможности вторым нарушить права вашего бизнеса.
Ирина Шмакова в своем выступлении рассмотрела несколько кейсов из реальной судебной практики и основные тенденции в юридической сфере автобизнеса с точки зрения Продавца/изготовителя. Главными аспектами её выступления можно выделить значимость своевременного рассмотрения всех претензий, несмотря на их кажущуюся незначительность, доведения до клиента максимально полной и достоверной информации. Более того, Ирина отдельно подчеркнула, что в большинстве случаев защититься от огромных финансовых потерь поможет удовлетворение требований клиента в зависимости от средней цены на рынке или даже несколько превышающей оную, чтобы точно не появилось никаких претензий. Однако, если исковое требование потребителя ненамного превышает среднюю цену по рынку, лучше удовлетворить его требование в полном объёме, рекомендует Ирина.
В завершении своей речи Ирина ответила на многочисленные вопросы своих коллег, среди которых её монолог вызвал настоящий ажиотаж. Ирина Шмакова также сделала акцент на том, что для каждого случая стоит рассматривать свой путь решения и тактику разрешения спора, чтобы избежать непредвиденных последствий.
От Ирины Шмаковой эстафету принял Семён Быков. Второй блок встречи был посвящён сокращению возможных убытков компании в связи с потребительским экстремизмом, правильному составлению договоров, а также рассмотрению правильной модели поведения сотрудников кредитно-страхового отдела или же, говоря другими словами, F&I, для минимизации рисков и потерь.
Семён Быков на сегодняшний день является руководителем направления правовой поддержки автомобилей с пробегом компании РОЛЬФ. В юридической сфере автобизнеса Семён работает с 2008 года, практически всё это время посвятив РОЛЬФу. К тому же, Семён уже неоднократно становился лучшим спикером авторских мастер-классов АвтоБосс с 2018 года.
Своё выступление Семён Быков начал с авторского эпиграфа: «Клиенты – умнее, закон – суровее, суды – строже, способы защиты сложнее». В первую очередь наш гость отметил, что Постановление Конституционного Суда РФ от 03.04.2023 N 14-П «По делу о проверке конституционности пунктов 2 и 3 статьи 428 Гражданского кодекса Российской Федерации в связи с жалобой гражданина К.В. Матюшова» своим выходом наконец разъяснило алгоритм работы продавцам и дилерам при реализации продуктов F&I. Это изменило условия продажи финансовых продуктов, а также привело к росту негативной судебной практики в отношении дилеров. Подробно расписав все аспекты обновлённого законодательства, касающиеся автобизнеса и дилеров в частности, Семён, как и Ирина Шмакова, отдельно акцентировал внимание своих коллег на необходимости разрешения споров и удовлетворения исков в соответствии с действующим в нашей стране Законодательством и принятой Конституцией.
Что касается способов минимизации рисков, Семён Быков порекомендовал доводить до клиента полную и достоверную информацию о финансовом продукте, отметив, однако, что нужно это делать исходя из определённого принципа: ценность финансового продукта для клиента должна быть больше, либо же равна его реальной ценности. То есть до клиента должна доходить информация о ценности финансового продукта, что в некоторых компаниях не соблюдается, и клиент просто не понимает, зачем ему этот финансовый продукт нужен.
В дополнение к уже вышесказанному, Семён Быков отметил, что досудебный порядок урегулирования споров всегда является наименее убыточным вариантом разрешения конфликтов. Не менее важно следить и за документооборотом в своей компании, не допуская его отклонение от требований действующего законодательства и текущей судебной практики. В подтверждение своих слов, Семён Быков рассмотрел со своими коллегами примеры из реальной судебной практики, подробно остановившись на каждом случае, особенное внимание в своей речи уделив правильному составлению договоров.
Окончив своё потрясающе-подробное выступление, Семён Быков с удовольствием ответил на вопросы своих коллег, совместно разобрав в ходе обсуждения достаточно интересные кейсы. Мастер-класс завершился на тёплой ноте, наши гости распрощались друг с другом, а также получили анкету, в которой им предложили ответить на некоторые вопросы и предложить темы для следующих мероприятий АвтоБосс.
Ржавскова Раиса Константиновна, помощник продюсера, АвтоБосс