Top.Mail.Ru
Картинка Мероприятия

Закрытая банковская встреча автобизнеса: Первые итоги продаж F&I продуктов в новой реальности

#Банки
Живое участие Встреча
24 октября 2024 10:00 - 14:00
Ресторан SIXTY, Москва, Пресненская набережная, 12, «Башня Федерация», 62 этаж
Мероприятие прошло Видеозапись недоступна
Мероприятие прошло
#Банки


Регулирование со стороны ЦБ рынка доп.услуг через банковский сектор ужесточается

Банкам автокредитования выдан 6-ти месячный срок на изменение ситуации по жалобам потребителей

Автобанкирам и ЦБ необходимо свести количество жалоб клиентов к 0

Уже сейчас есть случаи (точечной или федеральной) блокировки партнеров за несоблюдение новых «правил игры»

Экологичные или недобросовестные продажи – вот в чем вопрос. Итоги закрытой встречи банкиров автокредитования

24 октября прошла ежегодная закрытая встреча банкиров автобизнеса: «Первые итоги продаж F&I продуктов в новой реальности».


С 1 октября 2024 года вступили в силу новые правила регулирования дополнительных услуг через Центральный Банк, которые существенно меняют рынок автокредитования. Основная цель этих изменений – снизить количество жалоб потребителей до околонулевого показателя. Банки, предоставляющие автокредиты, получили шестимесячный срок на адаптацию к новым требованиям и изменениям в работе с жалобами клиентов. 


Ответственность за качество продуктов и работу поставщиков теперь полностью лежит на банках, что приводит к необходимости пересмотра всех договорных и мотивационных отношений с дилерами и ассистанс-провайдерами.


С целью рассмотрения поведенческих механизмов взаимодействия между банками, дилерами и поставщиками дополнительных услуг и прошла закрытая встреча.


Партнером мероприятия стала ГК ВЭР – лидер клиентоориентированных продуктов F&I, лидер по работе с банками.


Открывал встречу Олег Скворцов – Председатель Правления Ассоциации Российских Банков.


Объем рынка в сегменте легковых автомобилей за девять месяцев текущего года составил 1,14 миллиона машин (плюс 59% в годовом выражении). Итоги сентября показывают увеличение на 36,7% относительно данного месяца прошлого года. 


Рассмотрим динамику автокредитования:

Подробнее

Средний размер суммы выдаваемых кредитов показывает значительное снижение:



Высокие кредитные ставки, макропруденциальные ограничения, кратный рост стоимости взыскания просроченной задолженности и банкротства вынуждают банки сокращать вероятность рисков.

Принимая во внимание последние показатели и рекомендации ЦБ относительно разработки отраслевых стандартов, Олег выделяет ключевые тренды отрасли:

• дальнейший умеренный рост продаж

сохранение удовлетворительного качества портфеля (NPL 90+ на август составил 5,48%)

борьба с мисселингом


О мисселинге и недобросовестных практиках в автокредитовании рассказал следующий спикер – Сергей Колганов, заместитель руководителя Службы по защите прав потребителей и обеспечению доступности финансовых услуг Банка России.

Число жалоб к регулятору за январь-сентябрь 2024 года увеличилось по сравнению с аналогичным периодом 2023 года на 62%.


Основная часть жалоб (58%):

на возврат средств за дополнительные услуги (рост в 9 раз)

навязывание дополнительных услуг

ненадлежащее информирование при реализации услуг


Спикер отметил среди недобросовестных практик в автокредитовании продажу заемщику дополнительных платных услуг, конструкция которых направлена на обход установленного законом права потребителей на отказ от дополнительных услуг в течение 30 дней и возврат денежных средств, что нарушает права и интересы потребителя. 


Среди примеров недобросовестной продажи дополнительных услуг, спикер отметил, например, независимую гарантию погашения кредита при наступлении определенных событий (~ 300 тыс.), предоставление доступа к статьям / шаблонам документов связанных с эксплуатацией автомобиля (~ 180 тыс.), консультационные услуги по видам страхования / страховым программам и пр. (~ 320 тыс.) и др.


А также рассказал о поведенческом надзоре Регулятора 2024-2025:



Итогом встречи с крупными автокредиторами стала корректировка подходов к взаимодействию с потребителями для исключения недобросовестных практик, а именно:

Переформатирование услуги

Отказ от кредитования услуг, в рамках которых могут нарушаться права потребителя

Возврат стоимости дополнительных услуг при отказе от них, даже если они оказаны одномоментно.


Ключевые ожидания ЦБ РФ:

Только нужные услуги по рыночным ценам

Прозрачное и понятное консультирование

Предусмотренный законом порядок отказа от дополнительных услуг и возврата средств без необходимости обращения в Банк России, СОДФУ, суд и т.д.


После выступления Центрального Банка РФ первый блок мероприятия завершил Дмитрий Старолетов – директор по развитию ВЭР. 

Дмитрий подробно рассказал о готовности компании соответствовать новым требованиям к дополнительным услугам.



В компании уже внедрили все ключевые меры:

Период охлаждения — 30 дней 

Срок возврата средств — 7 рабочих дней 

Обращение в банк — 30-180 дней 

Размер возврата — 100% 

Все профинансированные продукты возвратны 

Полная юридическая защита договоров и возвратных обязательств 


Эти меры направлены на достижение «идеального» результата — околонулевого уровня возвратов, установленного ЦБ для банков.


Сложившаяся ситуация требует, чтобы ответственность за соблюдение стандартов взяли на себя банки, поставщики услуг и дилеры. ВЭР активно решает эти задачи:

Провели разъяснительную работу с дилерами;

Начали дискуссии с банками по противодействию юридическим компаниям;

Разрабатывают ИИ-систему рекомендаций, оптимизирующую стоимость продуктов с учетом обращений и «токсичности» региона;

Технически ограничили стоимость и срок продуктов;

Выпустили новые продукты: «Забота при ДТП» и «Гарантия на гибридные TC».


Дмитрий предложил обсудить совместные шаги банков и дилеров для выполнения требований ЦБ, акцентируя внимание на снижении числа обращений и репутационных рисков. Он также продемонстрировал, как ВЭР цифровизировала путь клиента от оформления договора до обращения, что позволяет предугадывать потребности и снизить жалобы.

Работа Ассистанс — это сложная современная экосистема, а не просто дополнительный продукт. Дмитрий подчеркнул, что совместная работа в данном направлении поможет соответствовать требованиям ЦБ и укрепить доверие клиентов.


Второй блок закрытой банковской встречи был посвящен обсуждению ключевых вопросов рынка и дискуссии представителей направления автокредитования от банков: 

Росбанк 

Сбер

Газпромбанк

ОТП Банк

Альфа-Банк

ВТБ


Разобрали:

- Какие шаги предприняли банки для адаптации к требованиям ЦБ, а также о результатах, к которым данные шаги привели.

- Какие подходы показали себя наиболее эффективными, а что оказалось менее успешным на практике.

- Кто оказался более сговорчивым в адаптации к новым условиям – дилеры или ассистанс-провайдеры.

- Какие действия необходимо завершить до конца 2024 года для усиления позиций на рынке. 

Кроме того важными аспектами в поднимаемых вопросах стало открытое обсуждение результатов стратегии банков-участников. В частности – внедрение изменений в процесс взаимодействия с дилерами и ассистанс-провайдерами. 


Ключевой ценностью дискуссии стали комментарии представителя от Центрального Банка РФ. Расширение зон коммуникации с Регулятором – важный шаг для эффективного и результативного позиционирования на рынке. 


С нетерпением будем ждать итогов года и планировать встречу в 2025 году. Но пока в рамках Итогового Клуба АвтоБосс узнаем, к чему готовятся автодилеры и какую стратегию они выбирают в условиях повышенного утилизационного сбора, роста ключевой ставки и снижению покупательской способности. Будут ли продажи, и продажи дополнительных услуг экологичными?

О чем поговорили?

Адаптация к новым реалиям – поведение дилера, банка и поставщика.


Проблематика оперативного приспособления: у кого какие боли (деньги, люди или время)?


Идут ли дилеры на контакт? Какой  % согласных на изменения?


Токсичность поставщика услуг: есть ли динамика изменений и какое кол-во готовы на изменения условий сотрудничества?


«Кнут или пряник»: мотивируем или блокируем? И так ли вообще плох ассистанс?

24 октября 2024 10:00 - 14:00
Ресторан SIXTY, Москва, Пресненская набережная, 12, «Башня Федерация», 62 этаж
Мероприятие прошло Видеозапись недоступна
Мероприятие прошло