События 2020 года внесли свои коррективы в стратегию развития и планирование бюджета во всех отраслях рынка. Что же нас ждёт в следующем году?
Только хорошо продуманный наперёд финансовый план поможет Вам удержать свои позиции на рынке!
5 ведущих экспертов целый день делились ответами на вопросы:
❓Какая стратегия планирования бюджета компании на следующий год у лидеров рынка? Нужно ли вообще составлять бюджет?
❓Какие существуют особенности бюджетирования каждого направления ДЦ (сервис, отдел продаж новых авто, авто с пробегом, F&I)?
❓Какие риски стоит учесть? Какие сценарии работы компании закладывать в цифрах?
❓Какой формат бюджетирования сейчас наиболее эффективен (снизу, сверху)? Почему?
❓Какие коррективы в планирование бюджета внёс кризис 2020 года?
❓На какой период формируется план работы (квартал, полугодие, год)? Как он будет корректироваться?
Хотите получить полную видеозапись? Тогда покупайте наше видео!
Спикеры мероприятия
Партнеры
О чем говорили спикеры
18 ноября 2020 года прошёл традиционный мастер-класс АвтоБосса "Бюджетирование 2021". Более 70 руководителей автобизнеса - директоров, финансистов и бухгалтеров из разных уголков страны подключились на нашу трансляцию! В числе участников были не только представители российской федерации, но и представители Казахстана, Белоруссии и Украины. Коллеги делились прогнозом рынка на следующий год. Как правильно составить бюджет с учетом пандемии и экономической ситуации на рынке. Особенно много вопросов было по тому, как изменится доходность направлений, на что делать ставку - на сервис, F&I, новые авто или авто с пробегом, как изменятся приоритеты в 2021 году.
Мастер-класс начался с выступления Олеси Жаворонковой - руководителя финансового департамента Рольф. Лидеры рынка не закладывают никаких драматических сценариев и прогнозируют следующий год для себя: +5%. Стратегия компании увеличить долю рынка. Основную ставку, как и в прошлые годы, Рольф делает на направления авто с пробегом и сервис. Олеся поделилась с коллегами методологией анализа и расчета. По карпарку компания планирует уменьшение в 2021 году, но постепенный рост в последующие годы - вплоть до 2025. Компания видит два основных риска следующего года: переоценка/недооценка рынка - over stock или lack of stock, а также планирование от статистики этого года, так как было много уникальных моментов. Бюджетная модель компании составлена с учетом емкости каждого бренда в РФ, каждого региона, где присутствует компания. Олеся рассказала о влиянии штук и маржинальности на планы следующего года, очень сложно правильно рассчитать кумулятивный доход. Третий год компания берет за основу железо, опцион и финансовые услуги. Отдельно учитывается бонус от дистрибьютора и направление авто с пробегом. Это, что касается доходов. Расходы по классической схеме Рольф делит на постоянные и переменные. Переменные берутся с учетом статистики прошлых периодов. Спикер более детально коснулась бюджетирования авто с пробегом. И здесь планирование trade in зависит от новых авто, выкуп авто с улицы рассчитывается от емкости рынка и планов, задач холдинга. Бюджетирование сервиса Олеся подробно разложила с учетом кузовного направления ( коэффициент загрузки от страховых и доля не от страховых) и слесарного (карпарк и коэффициент возврата). Планы и бюджеты в течение года в Рольфе не принято менять, может корректироваться стратегия, как можно заработать планируемую прибыль.
Марк Фридман - Советник CEO Евразия Моторс подробно рассказал о подготовке бюджета в своем холдинге. При планировании работы компания учитывает такие риски в следующем году:
- Периодические lockdown на неопределенный срок
- Дефицит предложения автомобилей Заметный рост цен на автомобили
- Стагнация экономики страны и покупательской способности клиентов
- Уход брендов (Datsun)
- Усиление позиций китайских брендов
По мнению спикера, чтобы выжить, необходимо быстро адаптироваться. Марк детально рассказал весь регламент бюджетного процесса. В начале актуализируется бюджетная модель. Затем обсуждаются ориентировочные показатели с управляющими - по штукам продаж, по количеству норма-часов. Раз в квартал бюджет пересматривается и актуализируется с учетом планов партнеров и ситуации на рынке. Примечателен тот факт, что у каждого направления есть своя финансовая модель управления эффективности. Есть расчет по брендам, куда входит баланс, отчет о прибылях и убытках и денежный поток и другие аналитические расчеты. Отдельно создается бюджет по новым авто, авто с пробегом, слесарному и кузовному направлению. Бюджет по новым авто составляется с учетом плана дистрибьюторов, с учетом разреза бренда по региону, доли продаж Евразии Моторс. Здесь же закладывается курс доллара и максимальный бонус импортера. Рассчитывается кумулятивная маржа=железо и бонус импортера, допоборудование, F&I.
Фокус развития компании на следующий год - это авто с пробегом. В холдинге открыты еще две торговые точки. Но из-за того, что рынок “перегрет”, владелец успевает сам продать свой автомобиль, коллеги Евразии Моторс ожидают снижение проникновения в trade in в 2021 году и дальше, поэтому будут ориентироваться на выкуп авто с пробегом с улицы. Рынок сервиса в отличие от рынка продаж менее волатилен Потенциал для каждого дилера рассчитывается из учета CarPark и нормативного обслуживания в год. Учитывается потенциал рынка и коэффициент покрытия. Компания также уходит с ЕНВД, какие пути выхода будут применяться, интересовало многих спикеров и тут решение очень простое. Марк без утайки сказал, что очевидно, будем поднимать цены. Цены на запчасти станут выше, на стоимость работ тоже придется поднять ценник, клиентов, способных платить по таким расценкам будет меньше и этот фактор тоже надо закладывать при расчете бюджета. Волшебной таблетки нет.
Следующим спикером стал Алексей Терещенко - Главный эксперт Холдинга по контроллингу Атлант-М, рассказав об автомобильных рынках Атлант-М в 2020 году и действиях в условиях кризиса, о прогнозах на 2021 год, а компания присутствует сразу на трех рынках постсоветского пространства, в Беларуссии, Украине и России.
Алексей рассказал о процессе планирования и бюджетирования, а также об основных принципах планирования доходов и расходов в компании.
Столкнувшись с кризисом, холдинг в первую очередь проанализировал свои действия в предыдущие кризисы 2008-2009 гг. и 2014-2015 гг. Это помогло компании вывести антикризисные меры, которых планируется придерживаться и в 2021 году:
- Акцент на управление складом и маржинальности продаж
- Минимизация курсовых рисков
- Оперативный и детальный анализ показателей сбыта, ДДС и ЧП
- Жесткий контроль дебиторской задолженности
Завершающими были выступления двух спикеров холдинга Максимум - Виктории Бакулиной, финансового аналитика Volkswagen Центр Максимум и Владлены Хановой, Финансового аналитика отдела направления авто с пробегом.
Виктория Бакулина рассказала об основных механизмах бюджетирования в холдинге и о том, почему стоит обязательно планировать свою работу, несмотря на нестабильный рынок и слабую прогнозируемость будущих периодов. Важно определить и оцифровать цель холдинга/дилерского центра, погрузить руководителей в бюджетный процесс и сформировать постоянную (удельную) расходную часть.
Далее Виктория рассказала об алгоритме бюджетирования дилерского центра Volkswagen по новым авто. Детально остановилась на структуре бюджета слесарного цеха, как происходит формирование блока платных ремонтов и из чего состоит структура маржи в заказ-нарядах.
О бюджетировании направления авто с пробегом в холдинге Максимум подробно рассказала Владлена Ханова. Спикер поделилась информацией о планировании в разрезе каналов получения автомобилей: trade-in, выкуп, б/у на б/у. Отдельно проговорила риски 2021 года: быстро изменяющийся рынок, изменение покупательской способности, развитие ситуации с производством и продажей новых АМ, а также политическая ситуация и риски с курсами валют. На все эти возможные проблемы у Максимума уже подготовлены ответные действия, а какие - Вы можете узнать, посмотрев видео с этой встречи.
Все спикеры едины в одном решении - что бюджетировать работу предприятия обязательно нужно, ведь это позволит соизмерить возможности компании и понять как достичь тех или иных показателей. Продумать и учесть возможные риски, выработать стратегию компанию как минимум на ближайший год.