Армения поможет российским дилерам или нет?
Армения не поможет, Армения уже помогает с первых дней.
Она быстро приняла на себя ответственность большего количества релокцированных граждан России, которые приехали сюда и в моменте попытались спасти свой бизнес, продолжить работу с западными странами. Важно понимать, что эти же западные компании работают на Россию, но из-за санкций они перестали работать в России.
Неужели это кто-то из автомобильных компаний релокцировался?
Конечно, релокцировалось большое количество как юридических лиц, так и физических. С учетом того, что я нахожусь в автобизнесе, обращения по релокации бизнеса происходили в больших количествах. Десятки открытых компаний, которые прошли через нас – дня них мы открыли юр.лица для конкретных целей.
Цель очень известная – поддержка дилеров.
Для этого необходимы компоненты. Я с первого же дня акцентирую внимание на поставке компонентов, потому что время эксплуатации автомобиля владельцы могут растянуть, но с компонентами так нельзя. Поэтому первое, что мы делали до регистрации компании – воспользовались услугами армянских партнеров. Первые поставки были через Авиа Карго.
Вы сейчас говорите про оригинальные запчасти?
Исключительно про оригинальные запчасти.
Чтобы поставлять запчасти через Армению, предпочтительно иметь здесь юр.лицо. Когда Армения вошла в Евразийский Таможенный Союз, ей дали время адаптироваться к российскому законодательству. Соответственно, после 1 января 2019 года армянская таможня унифицировала свои правила растаможки с российскими.
После 24 февраля армянские дилеры, несмотря на отсутствие санкций на Армению, лишились поставок популярных моделей: Рио, Солярис, Шкода. И вот уже как 4 месяца армянские дистрибьюторы в попытках переподписать договора либо с региональными дистрибьюторами, либо с заводами. Это непросто.
Если провести промежуточный итог, сейчас на август 2022 года российские дилеры могут получать запчасти, но не из Армении, а через? Но для того, чтобы это сделать быстро и правильно, лучше иметь свое юр.лицо в Армении?
Да, собственное юр.лицо решает два вопроса:
- стабильность
- безопасность
Появление запчастей и автомобилей – это спонтанно, поэтому наличие денег – депозита – под своим контролем в армянской валюте дает возможность ничего не упустить и быстро ориентироваться.
О каком объеме идет речь?
Дружественных стран осталось мало, каналов еще меньше. Поэтому речь идет о небольших поставках. Поэтому мы постоянно в поиске новых поставщиков – Латинская Америка, Европа.
О каких марках идет речь?
В основном это Мерседес, БМВ, Ваговская группа (кроме Шкоды). Также, что очень странно, несложно достать американские запчасти. Иногда спрос есть на Тойоту, на Лексус не очень большой. Абсолютно спроса нет на корейские запчасти. Сложней всего с БМВ из-за подхода Мюнхена на этот вопрос.
Сложные дела также и с расходниками, потому что дилерам нужны оригинальные упакованные масла.
А что по стеклам и кузовным запчастям?
Кузовные запчасти есть, но их не заказывают, потому что это объемная поставка у которой и страховка дороже, и логистика. Из-за этого цена увеличивается в два раза.
Хорошо, возвращаемся к автомобилям.
Есть ли вообще возможность внутри Армении покупать новые автомобили и автомобили с пробегом?
Либо через Армению привозить их в Россию? И есть ли в этом экономический смысл?
Возить через армянский рынок смысл есть. Сам по себе рынок небольшой – 40.000-50.000 ввозимых автомобилей в год, включая б/у.
Важное отличие армянского рынка от российского – это частный импорт, поэтому нужно быть аккуратней с б/у, ведь армянские потребители вводят автомобили до 10-15 лет.
По новым авто в Армении всего лишь один дилер от каждого бренда и все в черте Еревана, и сейчас эти салоны пустые, так как лишились поставок из России и так как нет практически внутреннего спроса.
Как тогда изменился рынок Армении?
Рынок Армении изменился кардинально. Из-за экономической ситуации армянские потребители теперь возят старые автомобили и устанавливают на них газобаллонное оборудование, так как газ дешевле бензина. И так 80% парка.
Новый тренд после вступления в ЕврАзЭс – электрические автомобили.
Армения уже настолько электрифицирована?
Да, с 2019 года тренд удваивается. Салонов Тесла много, универмаги забиты – электрическими Киа, Фольксваген, китайские бренды.
Первое место по популярности занимают китайского производства Фольксвагены – ID.4 (~34.000$), ID.6 (~38.000$).
Несмотря на то, что страна горная – она маленькая. Поселения находятся близко друг от друга, более того с 2019 года начала правительства поддержка электрификации. Более того, очень хорошо идет поступление электроэнергии от солнечных панелей.
По данным моих коллег, примерно 70% новых ввозимых в Армению – составляют электрические.
Какой главный тренд Вы видите внутри армянского автобизнеса?
Как я уже сказала, это:
- быстрая электрификация парка
- уход от бензиновых и дизельных двигателей
Как это использовать российскому бизнесу?
Российским дилерам электроавтомобили не интересны, потому что основной доход идет от сервиса.
Тогда финальный вопрос: чему российским дилерам можно поучиться у армянских коллег?
У нас сейчас нехватка специалистов у дилеров, которые знают и понимают международную торговлю. Поэтому я бы посоветовал набрать в отдел закупок сотрудников, которые будут хорошо владеть законами Евразийского Экономического Союза по перемещению товаров, грузов и капитала. Специалист должен понимать внешнюю логистику, законы других стран, знать английский.