|

|

Вход
8 (495) 989-11-26


От кризиса до кризиса – веселье в автобизнесе

Управление автобизнесом

Под таким ироническим слоганом стартовало 116 заседание Клуба руководителей автобизнеса Autoboss, посвящённого теме «Опыт антикризисного управления дилерскими центрами». К сожалению собравшимся было далеко не до смеха, ведь стагнация экономики и ослабление рубля не позволяют участникам рынка адекватно реагировать на вызовы. 

Несёт ли кризис 2014 года такую же опасность, как и его предшественники? Чтобы сформировать объективный взгляд на сложившуюся ситуацию, необходимо отринуть эмоции и взглянуть на статистические данные. Сергей Целиков,  директор аналитического агентства «Автостат», уверен, что ситуация на рынке печальная, но не критичная. Общее снижение продаж сегодня свидетельствует не только об экономическом спаде, но и о структурных изменениях рынка в пользу престижных автомобилей и дорогих комплектаций. 

Конечно, на эти изменения существенно влияет снижение доходов большей части населения, однако не в меньшей степени оказывает воздействие изменение портрета и характера потенциального покупателя. Новые иномарки, которые в нулевых массово становились «первенцами» для большинства россиян, сегодня требуют замещения. Сроки эксплуатации автомобилей в премиум-сегменте сократились в среднем до 3,5 лет, а в массовом - до 5,5 лет.

Но теперь даже небогатый человек больше не спешит разоряться на «бричку» с неокрашенными бамперами, штамповкой и дореволюционной магнитолой. Он желает доплатить и приобрести, например, дополнительные пакеты безопасности, АКПП, ксенон или кожу. Поэтому-то процесс перехода моделей в верхний ценовой сегмент связан не только с инфляцией, но и с существенным расширением технических возможностей и пакетов опций. Так в 2007 году средняя взвешенная цена автомобиля составляла 498 тысяч рублей, а сегодня она превысила 984 тысячи, это уже близко к европейскому показателю в 25 тысяч евро. 

В 2014 году за 8 месяцев было реализовано 1,5 миллиона легковых автомобилей и 100 тысяч коммерческих, что не превысило показателей за схожий период 2013 года. Однако в финансовом соотношении суммарная ёмкость рынка оказалась прежней - 1,5 триллиона рублей. Существенно (на 15%) вырос вторичный рынок. Значимый рост 17,9% ( 15 541 автомобилей) по продажам новых автомобилей показала компания Nissan с выводом бюджетного Almera. За ним следует Lexus с 16,8% ( 1 717) прироста и стабильный Mercedes  с 15,5% ( 4 318). За свой рывок в 15,1% ( 4 107) Mazda обязана обновлённому модельному ряду. Сравнительно меньшие показатели около 5% демонстрируют Land Rover и Toyota. 

Если с массовыми сегментами всё понятно, то как объяснить взрывной рост спроса на премиальные модели?  Сергей Целиков заявил, что ничего удивительного в этом нет: «Рост популярности люксовых марок обусловлен повышением их доступности для массового потребителя. Бонусы по кредитным и утилизационным программам, скидки по trade-in и прочие массированные акции позволяют порой приобрести премиальный седан на 500 тысяч рублей дешевле его стартовой цены». Согласно данным эксперта, объём реализации премиум-брендов по сравнению с 2008 годом вырос в 2,5 раза. 

Целиков подвергает сомнению оптимистичные прогнозы о росте рынка до 4 -х миллионов автомобилей и называет адекватной цифру в 3 миллиона. При этом спикер уверяет, что дно рынка составит 2 миллиона автомобилей, что лишь на 500 тысяч единиц превысит показатель кризиса 2009 года. «На каждый прошедший виток кризиса эксперты закладывали восстановление показателей рынка в районе 5 лет, но в реальности же отрасль демонстрировала докризисные показатели уже через 2-3 года», - позитивно заключил Сергей Целиков.

Горячую дискуссию вызвало выступление Владимира Моженкова, вице-президента ГК «АвтоСпецЦентр», заявившего, что 2/3 регионов страны являются закредитованными банкротами. Эксперт уверен, что все нынешние проблемы напрямую связаны с крымским вопросом. По словам Владимира, после обострения внешнеполитической обстановки продажа нового автомобиля в России стала нерентабельным занятием, ведь с каждой машины дилер теряет от 80 до 150 тысяч рублей. «Чтобы избежать этого, - уверен Моженков, - необходимо за пятилетку продавать один VIN 3 клиентам». 

Сокращать издержки в условиях кризиса эксперт призвал на всём: в первую очередь на неэффективном персонале. 8 механиков должны выполнять работу за десятерых без повышения зарплаты и без обедов. Каким образом это реализовывать без финансовой заинтересованности коллектива, Моженков не уточнил.

Спикер также показал, что автомобильный рынок находится в стадии глобального перераспределения между Москвой и регионами. Россияне больше не хотят ездить из Урюпинска в Москву, чтобы купить Жигули или автомобили других марок. Это отчётливо прослеживается на печальном примере столичных дилеров «АвтоВАЗа».

Оскар Ахмедов, (должность на данный момент), в свою очередь настоятельно подчёркивает, что, несмотря на развитие маркетинговых рычагов, альтернативные источники дохода вроде trade-in и послепродажного сервиса не смогут компенсировать падения выручки от продаж новых автомобилей. Что касается западных санкций, то на этот счёт Ахмедов имеет свое мнение: «Европейские политики постоянно вводят против нас новые санкции, но задайте себе вопрос, являются ли они серьёзным аргументом в споре с Россией? Промышленники Запада никогда не позволят руководству своих стран пойти на решительные радикальные меры, например, ввести запрет на поставки комплектующих для наших автозаводов».

Неопределённости в финансовой сфере существенно усугубляют видение процессов в экономике, однако не в меньшей степени на бизнес-планирование влияет и эмоциональное состояние самих управленцев. Страх перед экономической нестабильностью заставляет менеджмент принимать субъективные и фатальные для предприятия решения. «Даже на краю пропасти природа диктует нам веру в положительный финал. Это несерьёзное отношение очень опасно при долгосрочных кризисах», - уверен Оскар Ахмедов. С ним солидарен Евгений Горянский, бизнес-консультант. В своём выступлении спикер посоветовал руководителям не занимать график каждодневными совещаниями и просиживанием времени в кабинете, а спуститься в шоурум, склад или сервис, чтобы посмотреть на работу подчинённых, узнать об их проблемах и выслушать предложения по улучшению работы.